Шаббат - Статті про єврейські традиції - Каталог статей - Музей Шолом-Алейхема у Києві
Понеділок, 12.09.2016, 03:26
Вітаю Вас Гость | RSS
Змінні експозиції | Статті, публікації | Реєстрація | Вхід
Підрозділи...
Cтатті про музей [13]
Статті про єврейські традиції [10]
Статті про мистетство [6]
Форма входу
Логін:
Пароль:
Пошук
Статистика

Онлайн всього: 2
Гостей: 2
Користувачів: 0
Змінні експозиції » Статті, публікації » Статті про єврейські традиції

Шаббат

Ирина Климова

Шаббат


Идея соблюдения Шаббата заложена в  библейской истории сотворения мира: за шесть дней Бог создал небо и землю, растения, животных и, наконец, человека. На седьмой же день отдыхал (на иврите «шават») от Своих трудов.

На протяжении многих веков евреи отсчитывают дни от субботы до субботы  — от Шаббата до Шаббата. У всех остальных дней  недели названий нет — день первый, день второй и т.д. Три тысячи лет Шаббат (день субботний) — особый в еврейском образе жизни. Вечером шестого дня (в пятницу) в синагоге торжественно встречают «царицу Шаббат».

По окончании Шаббата приходится прощаться с «царицей Субботой» и возвращаться к повседневной будничной жизни. Для этого и нужен обряд «hавдала» — буквально «разделение, отделение». Для проведения этого обряда есть несколько предметов: свеча с двумя фитилями (или две свечи с объединенными фитилями, кубок для вина и специальная шкатулка для благовоний  —  бсамим или хадас.  Эти шкатулки делают, в основном, из металлов: серебра, бронзы, латуни. Во время проведения обряда их передают из рук в руки. Запах благовоний (гвоздики, шафрана, других пряностей) источается из множества отверстий, сделанных в корпусе предмета. Согреваясь от тепла руки усиливается запах содержимого бсамима. Всю последующую неделю он остается в памяти и напоминает о святости, о красоте Шаббата.

Первоначальные известные сегодня формы бсамим сложились в раннем средневековье в Западной Европе. Многие из них напоминают архитектуру часовен, башенок костелов и ратуш. Это объясняется тем, что зачастую в силу разных причин евреям приходилось заказывать обрядовые предметы ювелирам-христианам, а у них бсамим ассоциировались с формами дарохранительниц, которые используются в христианской литургии. Позднее в Восточной Европе появилось множество бсимим самых разнообразных, самых причудливых форм.

Категорія: Статті про єврейські традиції | Додав: me-ira (08.12.2013)
Переглядів: 188 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Copyright Музей Шолом-Алейхема © 2016
філія Музею Історії Києва
facebook