Ирина Климова
Шаббат
Идея соблюдения Шаббата заложена в библейской истории сотворения мира: за шесть дней Бог создал небо и землю, растения, животных и, наконец, человека. На седьмой же день отдыхал (на иврите «шават») от Своих трудов.
На протяжении многих веков евреи отсчитывают дни от субботы до субботы — от Шаббата до Шаббата. У всех остальных дней недели названий нет — день первый, день второй и т.д. Три тысячи лет Шаббат (день субботний) — особый в еврейском образе жизни. Вечером шестого дня (в пятницу) в синагоге торжественно встречают «царицу Шаббат».
По окончании Шаббата приходится прощаться с «царицей Субботой» и возвращаться к повседневной будничной жизни. Для этого и нужен обряд «hавдала» — буквально «разделение, отделение». Для проведения этого обряда есть несколько предметов: свеча с двумя фитилями (или две свечи с объединенными фитилями, кубок для вина и специальная шкатулка для благовоний — бсамим или хадас. Эти шкатулки делают, в основном, из металлов: серебра, бронзы, латуни. Во время проведения обряда их передают из рук в руки. Запах благовоний (гвоздики, шафрана, других пряностей) источается из множества отверстий, сделанных в корпусе предмета. Согреваясь от тепла руки усиливается запах содержимого бсамима. Всю последующую неделю он остается в памяти и напоминает о святости, о красоте Шаббата.
Первоначальные известные сегодня формы бсамим сложились в раннем средневековье в Западной Европе. Многие из них напоминают архитектуру часовен, башенок костелов и ратуш. Это объясняется тем, что зачастую в силу разных причин евреям приходилось заказывать обрядовые предметы ювелирам-христианам, а у них бсамим ассоциировались с формами дарохранительниц, которые используются в христианской литургии. Позднее в Восточной Европе появилось множество бсимим самых разнообразных, самых причудливых форм.
|