Ирина Климова
Старинное искусство «рейзеле»
Искусству вырезания картинок из бумаги почти полторы тысячи лет. Возникло оно после того как в Китае во II-ом веке была изобретена бумага. Поначалу стоила она чрезвычайно дорого. Первые известные нам китайские бумажные прорезные изделия датируются VII-ым веком. Новый вид изобразительного искусства проник из Китая в страны Евроазиатского континента через Японию по Шелковому пути. Зарождалось искусство вырезания из бумаги в Италии, Франции, Испании, Англии, Германии и России как занятие для элиты, но уже в XIII-XVII веках оно стало доступно и не очень богатым людям.
Многие народы Восточной Европы считают прорезную картинку своим исконным декоративно-прикладным искусством, но называют по-разному. В России, Белоруссии и Украине это: «выстриганки», «выципянки» «вытынанки». Восточноевропейские евреи позаимствовали мастерство вырезания из бумаги у своих соседей и любовно назвали эти свои произведения прикладного искусства «рэйзэлэ» — на идиш «розочка». И действительно, вырезанное ножницами из листа бумаги ажурное чудо напоминает цветок.
К ХVIII веку бумага уже стоила недорого и была так легкодоступна, что даже вечно гонимые и, в подавляющем большинстве, бедно живущие в местечках евреи, могли себе позволить такой вид творчества.
У евреев искусство вырезания из бумаги не было занятием преимущественно женским, как это было, например, у украинцев. Как это ни странно, по традиции их делали, главным образом, мужчины или юноши — учащиеся религиозных школ (ешив), нередко в перерываx между изучением священных книг — работа над прорезной картиной была одновременно и способом размышления над содержанием сакрального текста. Поэтому в рэйзэлэ, как правило, нет ничего случайного. Каждая деталь глубоко символична: дерево — не просто элемент растительного орнамента, а символ библейского Древа Жизни; петух — не только узнаваемая деталь местечкового быта, а напоминание о покаянии, предшествующем празднику Йом-Кипур (традиция «Капорэс» существует и в наши дни); кроме того, петух символизирует звук шофара (обработанного бараньего или козьего рога, в который трубят накануне еврейского Нового года — Рош га-Шана и на исходе Йом-Кипура)). Наконец, вертикальная симметрия, характерная для рейзеле вообще, опять же приобретает в еврейской прорезной картине религиозный смысл — вертикальная ось указывает на смысловой центр композиции, где, очень часто располагаются символы Земли Израиля, Иерусалимского Храма — менора, изображения колонн Храма Соломона. В то же время вертикальная композиция — символ «вертикальности» человеческого бытия, устремленности к Небесам, ко Всевышнему. В причудливом переплетении, казалось бы, случайных геометрических линий проступают очертания Звезды Давида, диковинные звери и птицы, вплетенные в общую композицию фрагменты священных текстов.
В искусстве создания прорезной картинки невозможно сказать, что «бумага все стерпит». Каждая, даже самая незатейливая из них таит в себе целый ворох образов, идей, символов. Очень важно хотя бы попытаться приоткрыть тайны этого ажурного бумажного кружева. В некоторых работах искусство автора очевидно: они сделаны с уверенностью и мастерством, в некоторых же художник растрачивает себя на мелочи и излишние эффекты. Тем не менее, техника создания сложносюжетных композиций диктует художнику строгую логику действий и экономию выразительных средств.
Рейзеле выполняет не только декоративную функцию — это увлекательнейшее путешествие вглубь еврейской традиции. Популярность вырезок из бумаги объяснялась не только сравнительной дешевизной материала, но их сообразностью всему строю еврейского мышления, для которого в течение многих столетий эстетическое переживание было неотделимо от религиозного переживания
Рейзеле не просто искусство — это жизненная необходимость. В этой технике создавали мизрахи. «Мизрах» — декоративное пано, которым помечают восточную стену жилища или синагоги. Поскольку мизрах, что на иврите означает «восток», указывал в сторону Иерусалима - направление молитвы, прорезные картины этого типа изобилуют мотивами, связанными с Иерусалимом или Иерусалимским Храмом.
В отделе фонда иудаики Института рукописи Национальной Библиотеки Украины имени В. И. Вернадского хранится подготовленный в 1918 году но так и не изданный тогда «Альбом еврейской художественной старины». В связи с военным временем издание не было осуществлено. В этом издании должны были быть воспроизведены старинные мизрахи из собрания петербургского Музея еврейского историко-этнографического общества. Музей возглавлял выдающийся еврейский писатель, этнограф, общественный деятель и составитель Альбома Семен Акимович Анский (псевдоним Шломо-Зайнвила Ароновича Раппопорта). Альбом был издан в 1994г. Второе дополненное издание на основе папки, хранящейся в Отделе издано в 2001 году.
Один из самых распространенных видов мизраха предназначен для синагоги — «мизрах-шивити» (название восходит к ст.8 Псалма 16: «Шивити ха-Шем л'негди тамид» — «Всегда видел я пред собою Господа»), в центре которого находится священный тетраграмматон Имени Божия.
Прорезные картины использовались также как украшение Мегилат Эстер (Свитка Эстэр или в русскоязычной традиции Свитка Эсфири). События, о которых рассказывает эта глава Библии легли в основу еврейского праздника «Пурим».
И сейчас прорезными картинками украшают стены шалашей, в которых соблюдающие традицию евреи живут на протяжении восьми дней во время праздника Суккот.
С распространением хасидизма в середине XVIII-го века мистические верования бродили в умах восточноевропейских евреев. Возникла своя демонология. Авторами оберегов, хранящих будущих матерей и новорожденных младенцев от царицы демонов Лилит в технике рейзеле были, в основном, женщины.
В Италии вырезками из бумаги украшали брачные контракты — «ктубы». Ктуба является необходимым документом на еврейской свадьбе — хупе. Чем роскошнее свадьба, тем богаче декор документа.
Особый вид рейзеле составляли распространенные преимущественно в Украине и Польше, лубочные картинки, в которых события священной истории (главным образом, Пятикнижия) причудливым образом переплетались с реалиями местной повседневной жизни.
Ажурными кружевами из бумаги украшали рукотворные календари для счета Дней Омера — это дни от праздника Пэсах (еврейская Пасха) до праздника Шавуот (праздник дарования Торы) и альбомы, где были описаны семейные памятные даты.
Городские еврейские девушки в технике рейзеле создавали поздравительные открытки, вкладывая в них все свое мастерство и фантазию. Сюжеты — традиционные еврейские символы: менора, шестиконечная звезда, колонны Храма, Скрижали Завета, символы двенадцати колен, зодиакальный цикл, а также всевозможные фантастические птицы, рыбы, звери. По тому, с каким мастерством и тщательностью была сделана картинка, сваха могла сделать вывод о личных качествах будущей невесты.
Единственной разновидностью еврейской прорезной картинки, в которой декоративный элемент преобладает над обрядовым, можно считать оконное украшение, которое вывешивалось на праздник Шавуот (их называли «шавуослех») и круглые розетки — «рейзелех». Примечательно, что мотивы шавуослех и рейзелех не повторяются ни в каких других техниках и не встречаются в других видах еврейского декоративно-прикладного изобразительного искусства.
С точки зрения техники еврейские прорезные картинки можно разделить на две группы: монохроматические — белая бумага на однородном цветном фоне и обогащенные цветом полихромные — вырезанные из белой или цветной бумаги и дополнительно расписанные акварелью, или разрисованные цветными мелками, карандашами, современные — фломастерами.
Тяготы еврейской жизни на протяжении веков уничтожили многие произведения мастеров прикладного искусства. Разумеется, хрупкая, нежная, незащищенная бумага исчезала при первых же невзгодах. Казалось, что искусство вырезок из бумаги осталось в невозвратимом прошлом.
В наши дни искусство рейзеле переживает второе рождение. В Израиле прорезные вырезные картинки из бумаги продаются в художественных салонах и галереях, устраиваются выставки рейзеле, проводятся семинары мастеров. Словом, занятия искусством рейзеле становится престижным делом. В странах еврейской диаспоры искусству вырезания из бумаги учат в еврейских культурных центрах, еврейских школах и студиях. Как правило, акцент делается на изучение традиционных вырезок из бумаги, используются традиционные сюжеты, мотивы, символы. Вырезки из бумаги — народное творчество, ремесло, к которому каждый при желании может приобщиться: материал недорогой — бумага, инструмент — ножницы, которые есть в каждом доме.
Проблема возрождения старинного искусства рейзеле — отсутствие мастеров, готовых передать свой опыт. Один из немногих хранителей мастерства саратовский художник, педагог, методист областного Дома работников искусств Андрей Боровский. Его работы есть в киевских коллекциях. Вот фрагмент из интервью с ним, опубликованное в мае 2005-го года в газете «Саратов»: «Лет пять назад в Киеве проходил Международный конкурс «Золотой аист» для художников-прикладников. Я принял участие с работой из заветной своей бумаги из Иерусалима с вкраплениями тамошних растений (готовый артефакт, реликвия!). И фактура той бумаги, и ее эстетика подсказали тему. За художественные впечатления о поездке в Иерусалим я получил (неожиданно для себя) Гран-при.
В графике я не эксплуатирую бумагу лишь как фон для линий. Стараюсь подчеркнуть ее драгоценность. То, чем я занимаюсь, называется paper.cut — вырезка из бумаги. Это традиционное искусство, известное больше по китайским и японским вырезкам. Хотя интересны и вырезки народов Европы. Мне встречались, к примеру, вырезки в Польше, Голландии и Дании. Особый интерес для меня представляют еврейские и исламские вырезки, потому что они основаны как раз на тексте».
Еще один признанный мастер искусства прорезной картинки — художница из Польши Марта Голуб. Она участник многих Еврейских фестивалей культуры в Кракове. Ее работы экспонировались на выставках в Еврейском музее Вены, Этнографическом музее Словении, на выставке в синагоге в Кракове. Мизрахи ее раюоты были воспроизведены на плакатах 8 и 9 Фестивалей еврейской культуры.
Вырезание из бумаги — вид искусства, в котором можно попробовать проявить себя не только профессиональным художникам, но и всем, кто захочет приобщиться к цеху мастеров рейзеле. Вот несколько советов израильской художницы Яны Лаевской которые были напечатаны в одном из номеров «Еврейской газеты» (издается в Германии): Нужно взять неплотную, достаточно тонкую бумагу. Придумать и нарисовать на бумаге узор, или даже сложную сюжетную композицию. (Это самая сложная часть работы). Узор рисуется на обратной стороне будущей вырезки.
Если узор симметричный, бумагу нужно сложить вдвое, вчетверо или вшестеро в зависимости от симметричности рисунка. При использовании цветной бумаги ее складывают цветной стороной внутрь.
Рисуя узор, нужно следить, чтобы все детали рисунка были соединены друг с другом. В противном случае несоединенные детали «выпадут» из вырезки. Для соединения можно использовать различные художественные приемы, самым распространенным из которых являются «завитушки».
Все места на рисунке, которые предстоит вырезать, следует «зачернить» (заштриховать карандашом).
Зачерненные места нужно проколоть иголкой для аккуратного введения в это место ножниц.
Если заготовка многослойная, скрепкосшивателем следует сколоть подготовленную вырезку по краям и в зачерненных местах.
Производить вырезание затемненных мест нужно острыми маленькими ножницами, загнутыми на концах, переворачивая их в руке в зависимости от направления линии вырезания.
Нельзя оставлять даже маленькие «недорезанные» детали затемненной бумаги и тянуть их, отрывая от основной вырезки. Следует тщательно вырезать все отмеченные места, обращая особое внимание на углы рисунка.
Рекомендуется сначала вырезать мелкие детали, затем детали в центре, и последними - детали по краям.
Искусство рейзеле из прошлого шагнуло в настоящее. Сейчас поражающие мастерством старинные и современные прорезные картинки из бумаги украшают коллекции крупнейших музеев и галерей мира.
|