Евреи в Крыму: история и современность - Статті про єврейські традиції - Каталог статей - Музей Шолом-Алейхема у Києві
Понеділок, 12.09.2016, 03:57
Вітаю Вас Гость | RSS
Змінні експозиції | Статті, публікації | Реєстрація | Вхід
Підрозділи...
Cтатті про музей [13]
Статті про єврейські традиції [10]
Статті про мистетство [6]
Форма входу
Логін:
Пароль:
Пошук
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Змінні експозиції » Статті, публікації » Статті про єврейські традиції

Евреи в Крыму: история и современность

Евреи в Крыму: история и современность

26.03.2014

Михаил Кизилов специально для сайта РЕК

http://help.rjc.ru/

Крымские евреи в эпоху античности и средневековья

Археологические и эпиграфические памятники свидетельствуют о пребывании евреев на территории Крымского полуострова не позднее второй половины I в. н.э., а быть может и несколько ранее, около II в. до н.э. Ни в одной другой части бывшего Советского Союза — и нынешней России — не было столь древней и разноплановой еврейской общины. В разное время она включала: тюркоязычных раввинистов-крымчаков и караимов, кочевников Хазарского каганата, говоривших на идише евреев-ашкеназов, грекоговорящих евреев–романиотов и даже субботников — русских, перешедших в иудаизм. Несколько забегая вперед, скажу, что с Крымом связаны страницы творческой биографии таких выдающихся представителей еврейской культуры, науки и политики, как С.Я. Надсон, И.И. Левитан, С. Я. Маршак, И. Менухин, Н. М. Виленкин (Минский), И. Г. Эренбург, О. Э. Мандельштам, С. Г. Черниховский, М. М. Винавер, Д. С. Пасманик, Ф. Г. Раевская, И. Л. Сельвинский, Б. И. Балтер, Д. М. Клугер, Г. Б. Остер, А. Розенбаум (Айн Рэнд) и многих других. 

Первые еврейские общины появляются в городах Боспорского царства в восточном Крыму и в Херсонесе. Наиболее ранними свидетельствами о пребывании евреев на территории Боспора (Пантикапей, современная Керчь) в I веке н.э. являются манумиссии — декреты об освобождении рабов. Другим средоточием еврейской жизни на полуострове стал город Херсонес (средневековый Херсон), находящийся на территории современного Севастополя. В Херсонесе община возникает, скорее всего, в III–IV вв. н.э. Можно предположить, что евреи проживали в городе вплоть до конца ХI в. Одним из наиболее ранних письменных свидетельств о пребывании там евреев являются «Жития святых епископов Херсонских», сообщающие о произошедшем в городе около 300 г. н.э. восстании против местных епископов. Согласно «Житиям…» в восстании приняли участие не только местные язычники, но и иудеи. В 1950-е гг. при расчистке херсонесской «Базилики 1935 года» были найдены фрагменты штукатурки с остатками надписей на греческом и еврейском языках. Некоторые из них свидетельствуют о том, что в течение какого-то времени это здание использовалось как синагога. Помимо Херсонеса и Боспора, еврейские общины проживали в позднеантичное и раннесредневековое время и в других населенных пунктах Крыма: в окрестностях Бахчисарая (у села Вилино на р. Альма и в Доросе-Мангупе), на южном берегу Крыма (Алушта, Партенит, Карасан) и в восточном Крыму (Судак). Об этом говорит другой тип памятников: каменные плиты с изображением семи- и девятисвечников, а также других ритуальных объектов. 

Новая эпоха в жизни крымских евреев наступает в VI–VII вв. н.э., в связи с появлением в Причерноморье хазар. По мнению С. Дубнова, вместе с хазарами в Крым проникают евреи из мусульманских стран Востока, прежде всего из Персии. Вполне вероятно, что в хазарское время продолжилась и еврейская эмиграция в Крым из Византии. В конце VIII — начале IX в. правящая верхушка хазар принимает в той или иной степени упрощенный раввинистический (т. е. талмудический) иудаизм. О том, как именно это произошло, ученые спорят по сей день вследствие крайней узости источниковой базы, фактически ограниченной лишь тремя документами из т.н. «еврейско-хазарской переписки». С осторожностью можно предположить, что именно в хазарское время крымские евреи соприкасаются с учением Устной Торы (Талмуда), с которой их могли познакомить византийские или хазарские евреи-эмигранты. К последней четверти IX в. хазарское влияние в Крыму сходит на нет. Хазарский каганат окончательно распадается в 60-е гг. Х в. 

По некоторым данным, в 1096/7 году византийская администрация изгоняет евреев из Херсонеса. Сложно однозначно утверждать, продолжилась ли еврейская жизнь на территории Крыма сразу после этого события. Конечно, можно представить, что какая-то незначительная часть евреев осталась на территории Таврики. Тем не менее, отсутствие источников говорит скорее в пользу гипотезы о перерыве еврейской жизни в Крыму на полтора столетия — до появления там в XIII в. татаро-монголов и генуэзцев, с которыми на полуостров переселяются новые еврейские поселенцы. Ими были не признававшие Талмуд караимы, а также европейские и восточные евреи-талмудисты, позднее составившие костяк этнической общности, известной со второй половины XIX в. под именем «крымчаки». 

 



Караимы

Термин «караимы» и собственно караимское движение появляются на территории Ближнего Востока в IX в. н.э. В отличие от остальных евреев того времени, караимы не признавали авторитета Талмуда, считавшегося евреями-талмудистами (раввинистами/раббанитами) «устной Торой», дарованной Моисею на горе Синай одновременно с Пятикнижием, или «письменной Торой». Происхождение термина «караимы» тоже не очень понятно. Традиционно его переводят с иврита (древнееврейского) как «чтецы/читающие» в смысле «знатоки Писания, его толкователи». Откуда и как в Крым пришли средневековые караимы доподлинно неизвестно, но можно предположить, что они переселились туда с Кавказа, из Средней Азии, а также, частично, и из Византии. В Крыму самые ранние караимские анклавы появились на территории таких городов, как Старый Крым (Солхат/Эски-Къырым) и Феодосия (Кафа/Кефе), видимо, еще в XIII в. (вероятнее всего, вскоре после татарского вторжения в Крым в 1239 г.). В XIV–XVII вв. караимские общины появляются в таких населенных пунктах, как Кырк-Йер (Чуфут-Кале), Мангуп, Гёзлёв (Евпатория) и Карасубазар (Белогорск). В отличие от европейских евреев, караимы никогда не говорили на идише. По всей видимости, уже в XIII–XIV вв. местные караимы полностью перешли на этнолект крымскотатарского языка. В результате крымские караимы сформировали особую этнографическую культуру, в которой иудейские элементы самым причудливым образом соединялись и переплетались с тюркскими.

В XVII в. караимская община Чуфут-Кале (в переводе с татарского – «Еврейская/Иудейская крепость») становится одной из наиболее крупных и преуспевающих в Восточной Европе. Как минимум с начала XVI в. там находился синагога (в караимской традиции также называемая кенасса/кенаса), школа-мидраш, а с 30-х гг. XVIII в. – первая и единственная на тот момент в мире караимская типография. Более того, караимская типография в Чуфут-Кале была первой типографией во всем Крымском ханстве! Таким образом, как бы это парадоксально ни звучало, но первые печатные книги крымской земли говорили на том же языке, что и ветхозаветные пророки. Период после присоединения Крыма к России в 1783 г. стал временем экономического роста и процветания этой маленькой, но весьма влиятельной общины. 


Крымчаки

Крымчаками называют субэтническую группу, сформировавшуюся из нескольких разнородных еврейских общин, с XIII по XIX вв. оседавших на крымской земле и говоривших на этнолекте крымскотатарского языка. Сам термин «крымчаки» впервые был зафиксирован в источниках вт. пол. 50-х гг. XIX в. для обозначения местных (крымских) тюркоязычных евреев-талмудистов (раввинистов), резко отличавшихся от ашкеназов, начавших селиться в Крыму после 1783 г. Началом формирования крымчакской еврейской общины, несомненно, является время генуэзской колонизации и установления в Крыму татарского и османского господства в XIII–XV вв. Она сформировалась из нескольких волн еврейских переселенцев разных стран и разных периодов. Среди них были эмигранты, волнами переезжавшие в Крым с XIII по XIX вв. из Персии, Кавказа, Средней Азии, Руси, Испании, Португалии, Италии, Германии, Польши и некоторых других стран и регионов Европы и Азии. 

В XIII–XV вв. евреи-раввинисты, выходцы из различных стран Европы и Востока, появляются в трех крымских городах — татарском Солхате-Къырыме (Старом Крыму), генуэзской Каффе (Феодосии) и венецианском Судаке. Еврейская община занимала отдельный квартал Каффы, называвшийся в итальянских источниках Judecha. В 1309 г. там строится крупная синагога — одна из древнейших на территории Восточной Европы. Данная синагога уникальна применением элементов т.н. «сельджукской» орнаментики. В каффинской (и солхатской) раввинистической общине сложилась достаточно необычная культурно-лингвистическая картина. Переселенцы из Персии, Ирака и, возможно, Бухары, говорили на еврейско-персидском языке; византийские эмигранты — на греческом, европейские — на идише и ладино. Более того, под влиянием совместного проживания и торговли с татарами, часть из этих переселенцев постепенно переходила на тюркский язык, давала детям тюркские имена и прозвища. Cамым влиятельным представителем каффинской общины вт. пол. XV в. был купец Ходжа Бикеш Кёккёз (в русских дипломатических документах известный как «Хозя Кокоc»). В 1474–1475 гг. этот купец состоял в переписке с российским царем Иваном III. Известно, что письмо Кёккёза было написано на древнееврейском языке, что не устроило русского государя, попросившего, чтобы тот «жидовским писмом грамот не писал, а писал бы грамоты руским писмом, или бесерменским».

В начале XVI в. крупнейшим раввинистским центром в Крыму становится город Карасубазар (Белогорск), где в 1516 г. также строится синагога. К концу XVIII в., незадолго до присоединения Крыма к России, общины тюркоязычных евреев-раввинистов и караимов проживали в таких городах Крыма, как Карасубазар, Каффа (Кефе), Гёзлёв, Чуфут-Кале, Солхат и Бахчисарай. По некоторым статистическим оценкам к концу XVIII в. раввинисты составляли около 25 % от общего числа евреев полуострова (ок. 600–800 человек), а караимы — около 75 % (ок. 2 600 человек). 

В Российской империи

В 1783 г. Крым был окончательно присоединен к Российской империи. Первым вице-губернатором Таврической области был назначен ученый-естественник Карл-Людвиг Габлиц, происходивший из семьи еврейских выкрестов из Пруссии. Отправной точкой еврейской колонизации Крыма является указ Екатерины II 1791 г., согласно которому евреям было разрешено пользоваться правами гражданства в Екатеринославском наместничестве и Таврической области (с 1802 г. переименованной в Таврическую губернию). Этот же указ фактически положил начало формированию т.н. «еврейской черты оседлости». Но даже внутри черты оседлости проживать евреям было можно далеко не везде. Так, в Крыму им было запрещено селиться в Севастополе (с 1829 по 1859 гг.; позднее запрет был частично снят) и Ялте (с 1893 г.). На полуострове складывается уникальная ситуация, едва ли возможная в других регионах Российской империи. Практически в каждом крымском городе одновременно проживали сразу: ашкеназы, крымчаки, караимы, а кое-где еще и субботники с герами.

Число евреев-ашкеназов на территории Крыма в начале XIX века было незначительно. Гораздо многочисленнее, а главное – финансово значимее – была местная караимская община. С конца XVIII века по целому ряду причин российское правительство начинает отделять караимов от остальных евреев и освобождать их от ряда антиеврейских законов. Так, в 1795 году они были освобождены от двойного налогообложения, в 1827 году – от обязательной службы в армии, а с 1863 г. караимы окончательно уравниваются в правах с остальными подданными Российской империи, пользуясь «всеми правами, предоставленными Русским подданным».

Важным событием в жизни Крыма и его еврейской общины стала Крымская война (1853–1856). Несмотря на то, что еще в 1829 г. российские власти запретили неслужащим евреям проживание в Севастополе, евреи-раввинисты сочли возможным отдавать свою жизнь за город, в котором им нельзя было даже проживать. После окончания Крымской войны отношение российских властей к евреям несколько смягчается и, как следствие, все большее число евреев-ашкеназов начинает эмигрировать в Крым. Многие из прибывающих сюда евреев были отставными солдатами, переехавших в Крым со своими семьями. С 1859 г. евреям с некоторыми ограничениями разрешили проживать в Севастополе. По некоторым данным, к 1863 г. численность евреев-раввинистов в Крыму достигала около 5 000 человек, половину из которых составляли крымчаки.

В 60-е гг. XIX в. среди иудейских обитателей Крыма появляются субботники. Субботниками называются русские православные (преимущественно из самых простых слоев общества — крестьяне и казаки), по тем или иным причинам перешедшие в иудейскую веру. Субботников обычно традиционно делят на геров (т. е. принявших иудаизм в его талмудической интерпретации) и субботников-караимов (иначе «караимитов, бесшапочников»), по какой-то причине решивших ассоциировать себя с караимским иудаизмом.

Перепись 1879 г. зафиксировала в Крыму 3 481 еврея-крымчака – «иудея с родным турецко-татарским языком». Интеллектуальным лидером общины во второй половине XIX в. также стал приезжий раввинист, Хаим Хизкиягу Медини, раввин в Карасубазаре в 1866–1899 гг. Уроженец Иерусалима, приглашенный в Крым из Турции, Медини поднял на более высокий уровень религиозное образование в общине, несколько изменив его, впрочем, на сефардский лад. Медини известен как один из значимых еврейских мыслителей XIX в., автор энциклопедического труда «Сде Хемед» («Прекрасное поле») (18 томов, Варшава 1891–1912).

В 1881 гг. численность евреев-раввинистов в Крыму превышала 10 000 человек; численность караимской общины составляла около 6 000 человек. Волна погромов, прокатившаяся по Российской империи в 1881 году, по счастью, обошла Крым стороной. В связи с этим после 1881 г. усиливается еврейская эмиграция в Крым, где возникают отделы различных палестинофильских и сионистских организаций. По переписи 1897 г. в Крыму проживало 28 703 еврея-раввиниста (из них около 4 500 крымчаков), составлявших 5,2% общего населения Крыма, и около 6 000 караимов. В каждом крупном городе Крыма основываются еврейские общины, строятся синагоги, открываются учебные заведения-хедеры. В 1914 г. в Крыму проживало уже около 40–45 000 раввинистов (из них около 7 000 крымчаков) и около 8 000 караимов. Помимо журнала «Молодая Иудея», в 1906 г. в Крыму выходит «Молот», журнал сионистской партии «Поалей-Цион».

С 1914 по 1917 г. крымские ашкеназы, караимы и крымчаки, как и все прочие жители Российской империи, переживают тяготы Первой мировой войны. С 1917 по 1920 г. в жизни еврейской общины полуострова начинается тяжелый период погромов, голода и страданий. В 1919–1920 гг. в Крыму проживали и работали легендарный основатель ЦАХАЛа, И. Трумпельдор (1880–1920) и молодые сионисты-халуцим («первопроходцы»); опыт аграрной деятельности в Крыму был применен в первых сельскохозяйственных общинах межвоенной Палестины. 



В советский период

После окончательного установления в Крыму советской власти в 1920 году у проживавших в Крыму ашкеназов, караимов и крымчаков начали отбирать их молитвенные дома, уничтожать памятники истории, запрещать молиться и соблюдать традиции. Еврейская эмиграция из Крыма прекратилась лишь к середине 1920-х годов. Согласно всесоюзной переписи 1926 года, в Крыму проживало около 40 000 евреев, 6 000 караимов и около 6 000 крымчаков. Субботников, как славян по происхождению, отдельно в переписи не выделяли. В 1920–30-е годы в Крыму активно развивалась советская культура, и евреи составляли ее значительную часть. В 1920–30-е годы, с разрешения советской власти и при финансовой поддержке созданной в 1924 году компании «Агро-Джойнт», проходит массовая еврейская колонизация Крыма. С 1925 года переселением евреев в Крым занимался также КомЗЕТ – Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся при президиуме Совета национальностей ЦИК СССР. В результате в северный Крым в 1920–30-е годы приехало несколько тысяч евреев, основавших там десятки еврейских колхозов. В них процветала культурная жизнь, действовали школы с преподаванием на идише, функционировали синагоги и молельные дома.

Накануне войны в Крыму жило более 58 000 евреев-ашкеназов, около 7 000 крымчаков, 7 000 караимов и неустановленное количество (видимо, несколько сотен) славян-субботников. Большая часть евреев и крымчаков обосновалась в городах, в то время как в сельской местности проживало около 18 000 евреев. Сразу после начала войны некоторая часть крымских евреев была эвакуирована в тыл. Из оставшихся в Крыму уцелели немногие. В ноябре 1941 года почти вся территория Крыма, за исключением продолжавшего героически сопротивляться Севастополя, была захвачена немецкими оккупационными войсками. Сразу же после захвата полуострова, в ноябре — декабре 1941 года, начались «зачистки» еврейского населения, а проще говоря, массовое уничтожение всех проживавших в Крыму евреев. Истреблялось мирное городское и сельское население, военнопленные, партизаны, дети и люди, состоявшие в смешанных браках, религиозные и атеисты, богатые и нищие — все, до кого только могла дотянуться рука не знающих пощады нацистских палачей. Евреев заставляли носить опознавательные знаки, регистрировали, изымали имущество, под видом дальнейшей пересылки сгоняли в концентрационные пункты, а потом ... безжалостно отправляли на смерть. По некоторым данным, общее число убитых в Крыму евреев к моменту освобождения полуострова от рук оккупантов в апреле-мае 1944 года составляет около 40 000. Это значит, что фактически все проживавшие в Крыму и не успевшие эвакуироваться до прихода нацистов евреи были убиты. Таким образом, в оккупированном нацистами Крыму была полностью воплощена бесчеловечная политика гитлеровского решения «еврейского вопроса». В апреле — мае 1944 года Крым был освобожден от оккупационных войск. В июне 1944-го в Крыму осталось всего ... 499 евреев и крымчаков, а также 2–3 тысячи караимов.

Еще в 1943 году советское правительство, на самом высоком уровне, включая Сталина, Берию и Молотова всерьез обдумывало проект создания в Крыму Еврейской советской социалистической республики. Скорее всего, Сталин надеялся получить под это предприятие крупное финансирование из Америки. Но этот проект так и не был воплощен в жизнь. В 1970-е годы в Крыму проживало около 25 тысяч евреев-ашкеназов, около полутора тысяч караимов и двух тысяч крымчаков. Во второй половине 1980-х в процессе перестройки вновь появилась надежда на культурное и религиозное возрождение многочисленных крымских этносов и конфессиональных групп.

Период после распада Советского Союза был сложным временем для крымских евреев. С одной стороны, это была эпоха массовой эмиграции в Израиль, когда в результате тяжелейшего экономического кризиса после развала империи Крым покинула бoльшая часть проживавших здесь евреев и значительная часть караимов и крымчаков. С другой стороны, это было время настоящего культурно-религиозного возрождения, когда евреям, караимам и крымчакам стали возвращать отобранные у них во время советского диктата здания, вновь стала налаживаться культурная и религиозная жизнь. Согласно всеукраинской переписи населения 2001 года, в Крыму проживали 4 500 евреев, 672 караима и 204 крымчака. 

День сегодняшний

В настоящий момент в Крыму проживает около 4,5 тысяч евреев, 600 караимов и 200 крымчаков, т. е. меньше одного процента от общего населения Крымской Республики. Казалось бы немного по сравнению с многотысячной еврейской общиной конца XIX века, и уж точно совсем немного по сравнению с 2,5-миллионным населением современного Крыма. Тем не менее, влияние евреев на жизнь современного Крыма и их вклад в науку, искусство, медицину, бизнес, технику и политическую составляющую полуострова сложно переоценить.

У еврейской общины Симферополя есть газета «Хаверим» («Друзья») и «Шолэм» («Мир»), у крымчаков — ежегодный альманах «Кърымчахлар», у караимов — газеты «Къырым Къарайлар», «Караимская газета» и журнал «Известия Духовного Управления караимов Украины». О крымских ашкеназах, хазарах, караимах и крымчаках снимаются документальные фильмы, их историю продолжают обсуждать ученые, каждый год в Крым приезжают научно-исследовательские экспедиции и туристические группы, интересующиеся еврейской историей полуострова. У караимов и крымчаков есть собственные этнографические музеи (в Симферополе и Евпатории); небольшие выставки, посвященные караимской, крымчакской и еврейской истории можно найти почти в каждом краеведческом музее республики.

Исключительно интенсивна общественная жизнь еврейской (ашкеназской) общины полуострова — тут сказывается и относительная многочисленность, и организованность, и постоянная связь с государством Израиль. В одном только Симферополе сейчас действуют одновременно такие организации как община прогрессивного иудаизма «Нер-Томид», «Хабад», представительство агентства «Сохнут-Украина», Крымское республиканское еврейское общество «Яд эзра — Рука помощи», Благотворительный еврейский центр «Хесед Шимон», Еврейский студенческий культурный центр «Гилель». При центре «Хесед Шимон» работает клуб, музейная программа, воскресный образовательный комплекс для дошкольников, школьников и их родителей. В городе проводятся общинные фестивали еврейской культуры, концерты, выставки и многое, многое другое. Различные еврейские общины и организации есть также в Севастополе, Керчи и Феодосии.

Еврейская община по-разному отреагировала на последние события, приведшие к вхождению Крыма в состав России. Евреи принимали активное участие в деятельности практически всех политических партий Крыма — от правящей «Партии регионов» до оппозиционного «БЮТ». Как следствие, в общине можно встретиться с полным спектром мнений по поводу этих важных для полуострова событий — от резкого неприятия, до активной поддержки действий России. Так или иначе, но неугасимая свеча иудейской веры, зажженная в Крыму переселенцами из далекой Палестины две тысячи лет тому назад, все еще горит. Многовековая загадка еврейской истории Крыма как никогда продолжает интересовать ученых, журналистов, политологов и читающую публику как в Крыму, так и за ее пределами. 

Категорія: Статті про єврейські традиції | Додав: me-ira (19.04.2014)
Переглядів: 211 | Рейтинг: 4.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Copyright Музей Шолом-Алейхема © 2016
філія Музею Історії Києва
facebook